Правила общения и самый важный человеческий навык

Правила общения и самый важный человеческий навык
Самый важный навык общения - умение разговаривать... и слушать

Как часто с собеседником мы говорим как «сквозь вату»! Передаем один смысл, а долетает совсем другой. Причина в том, что мы не соблюдаем очень простые, но не очевидные правила общения. Читайте, какие именно.

Утраченное искусство

Искусство разговора было в почёте с древних времен, а с развитием технологий свою актуальность вроде бы утратило. Мы говорим и не слышим друг-друга. Хотя интуитивно чувствуем, что какие-то правила существуют. О них знают, например, представители профессий, связанных с общением — журналисты, психологи, маркетологи.

Читать ещё: Психология отношений. Мир, война или засада?

Главные навыки разговора и правила общения

На мой взгляд, хорошо сформулировала эти правила американская журналистка и автор книги «Нам нужно поговорить: самые важные разговоры» Селеста Хедли (здесь её выступление на конференции TED). Она объяснила, как научиться общаться:

  • не тратя уйму личного времени,
  • не умирая от скуки;
  • и не обижая других людей.

1. Слушайте и получайте

Наверное, важные правила общения в разговоре вас не удивят. Однако все мы виновны в нарушении хотя бы одного. Основная цель — меньше говорить, больше слушать и присутствовать в беседе. Это совершенно другой способ думать о разговоре.

Читать ещё: Счастливые отношения и почему мы их избегаем: игры взрослых

Наше поколение и те, кто приходит после, не привыкли по-настоящему слушать говорящего. Чаще всего мы просто ждем своей очереди, чтобы выступить. Поэтому мало что узнаем, разговаривая. Хотя каждый разговор — это шанс узнать что-то новое. Понимание этого заставило меня переоценить свой стиль общения.

2. Задавайте уточняющие вопросы

Не бойтесь задавать уточняющие вопросы в ходе беседы. Лучше всего, если на них нельзя ответить просто «да» или «нет». Для этого задавайте вопросы, которые начинаются со слов «где», «почему», «как», «каково это было», то есть уточняющие.

Читать ещё: Вами управляет то, кто вас злит. как это?

Знаете, как поступают умные журналисты? Они задают глупые просты вопросы, ведь это лучший способ разговорить собеседника. Чем короче и прямее будут ваши вопросы, тем яснее будет разговор и понятнее мысль собеседника.

3. Не выполняйте сразу несколько задач

Правила общения и самый важный человеческий навык
Иллюстрация Pexeles

Хедли советует отказаться от многозадачности во время разговора. Разговаривая, мы можем, между делом, составлять списки покупок, опорожнять посудомоечную машину или кормить собаку. Не отвлекайтесь от беседы. Присутствуйте в этом разговоре. Если вы хотите прервать его, лучше встать и уйти. Нельзя присутствовать наполовину.

4. Не «улетайте»

Если вы не можете сосредоточиться на том, чтобы слушать, предложите поговорить позже. Мы не получим удовольствия от хорошей беседы, когда пытаемся говорить и прокручивать мысленно несколько тем одновременно.

5. Правила общения велят: не умничайте!

«Если вам неинтересно мнение или аргументы других на этот счёт, ведите блог» – шутит Селеста. Поверьте, люди, которые спешат вывалить на собеседника все собственные знания и представление о мире, вызывают, в лучшем случае, недоумение. Беседа — это не способ рекламировать себя. Если вы чего-то не знаете — признайтесь в этом. Чаще всего, ваш собеседник с радостью вам всё объяснит. Ведь люди любят объяснять )

6. Не спешите делиться опытом

Это правило не совсем очевидно. Но всем нам, наверное, знакомо желание поделиться собственными историями по теме разговора, хотя об этом не просят? Знакомая рассказывает про то, как её залила соседка с верхнего этажа. Как же не перебить её рассказ переживаниями по поводу собственного квартирного потопа в прошлом году? Как страстно хочется вставить свою историю про плохого начальника к рассказу о командировке коллеги!

Правила общения и самый важный человеческий навык

Сдержитесь. Все истории уникальны, нет одинаковых. И каждый опыт индивидуален. Что ещё более важно – разговор идёт не о вас. Не стоит использовать этот момент, чтобы показать свою крутость или страдания.

7. Не повторяйте уже сказанное и забудьте о деталях

Ничто не делает нашу беседу более унылой, чем занудство. Не повторяйте несколько раз уже сказанное! Мы часто этим грешим, особенно с коллегами и детьми. Одну и ту же мысль мы выражаем разными словами, чтобы до собеседника «дошло». На самом деле в беседе это звучит снисходительно и утомляет.

Читать ещё: Одиночество среди людей — как быть?

Ещё один распространенный «грех» – ненужные детали. Вам, наверное, приходилось выслушивать что-то типа: «И тогда она сказала… У нее вообще не очень приятный голос и такие манеры, как у моей соседки с пятого этажа, она ещё кошку держит рыжую, это соседка, а кошка недавно окотилась…» (ммм, именно так меня мучает по телефону одна родственница).

8. Будьте краткими

Из предыдущего вытекает ещё одно важное правило – будьте краткими. Селеста приводит высказывание своей сестры: «Хороший разговор как мини-юбка: достаточно короткий, чтобы заинтересовать, но достаточно длинный, чтобы покрыть самое важное»

Стоит усилий

Возможно, вы уже заметили, что эти навыки – разновидности внимательности. А управлять ей становится все труднее и труднее, поскольку нас тянут в миллионе направлений. И всё же стоит постараться! Человеческие связи — самый важный фактор для хорошего самочувствия, даже более важный, чем диета и упражнения. Наши усилия стоят того.

А какие правила общения используете вы? Попробуйте некоторые из этих навыков и напишите в комментариях, что получилось.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *